Оценка профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков — это анализ вероятности причинения вреда здоровью на производстве при исполнении обязанностей по трудовому договору. При оценке определяется величина опасности и тяжесть возможных негативных последствий для работника. Оценка входит в комплекс мероприятий по управлению профессиональными рисками. 

Управление профессиональными рисками в сфере охраны труда — обязанность каждого работодателя. Особенно остро нуждаются в разработке плана оценки рисков те компании, которым грозят плановые и внеплановые проверки инспекции Роструда. 

Положение об управлении профессиональными рисками – скачать образец

Управление профессиональными рисками в организации – памятка работодателя

Правовая основа

В соответствии со статьями 212 и 219 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить работнику условия труда, соответствующие требованиям охраны труда; информировать сотрудников об условиях труда и возможных рисках. Работник, в свою очередь, имеет право знать об охране труда и рисках на своем рабочем месте, а также быть в курсе мер по защите от вредных (опасных) факторов.

Пункт 33 Приказа Минтруда РФ от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения...» говорит об обязанности работодателя выявить опасности на рабочем месте, оценить уровень профессионального риска и определить мероприятия по снижению этого уровня.

Порядок оценки рисков необходимо внедрять в рамках работающей системы управления охраной труда. В противном случае предприятию может угрожать ответственность по части первой статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях — штраф до 80 тысяч рублей.

Цены на оценку профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков необходима для организаций всех форм собственности и с любым количеством работников. 

Стоимость услуги по проведению оценки профессиональных рисков от АНО ДПО «КЭЦОТ» начинается от 800 рублей за рабочее место. Окончательная цена зависит от специфики деятельности вашей компании и предполагаемого объема работ.

Методика проведения

Оценка профриска риска является частью СУОТ и отвечает на вопросы:

  • какие события могут произойти и какова их причина;
  • какие будут последствия этих событий;
  • какая вероятность их возникновения;
  • как можно уменьшить неблагоприятные последствия или возможность возникновения опасных ситуаций.

Работодатель может применять любой метод оценки профессиональных рисков по своему выбору, может выполнить оценку самостоятельно, а может поручить оценку профрисков специалистам, которые подберут оптимальную методику для ваших условий. 

Для заказа услуги АНО ДПО «КЭЦОТ» по оценке профрисков заполните заявку (Информация для проведения оценки рисков).

Этапы проведения оценки профессиональных рисков

К мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся:

  • разработка порядка оценки рисков как одного из разделов Положения о СОУТ;
  • выявление опасностей;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • снижение уровней профессиональных рисков

1. Эксперты определяют порядок оценки рисков, периодичность и основания для проведения переоценки. Полученный документ оформляется как раздел Положения о СУОТ, где также прописывается периодичность совещаний по контролю за управлению рисками. Утверждение мероприятий по оценке профриска проводится в согласии с принятой в компании системой документооборота. Порядок утверждает руководитель в виде локального нормативного акта, где должен быть указан состав комиссии по оценке рисков, порядок проведения анализа и оценки, первоочередности мероприятий по снижению риска. Оценка оформляется в виде отчета с определением уровней риска. Необходимо составить перечень мероприятий по снижению уровней рисков. И хотя он будет окончательно оформлен в момент завершения оценки, но форму отчетного документа нужно прописать в Порядке проведения оценки. Методику можно определить заранее, если работодатель уверен в ней, либо отложить до издания приказа об утверждении методики после идентификации опасности.

Приказ о создании рабочей группы по проведению оценки профессиональных рисков – скачать образец

Перечень мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков – скачать образец

2. Специалист проводит идентификацию на всех рабочих местах сотрудников, состоящих в штате организации, и составляет реестр опасностей (см. Пункт 34 Типового положения о системе управления охраной труда № 438н). Если работодатель проводит оценку своими силами, то необходимо утвердить коллегиальный орган для координации процесса. Если работодатель призвал на помощь сторонних специалистов, то нужно, во-первых, специальным приказом назначить координатора со стороны работодателя, а во-вторых, предоставить подрядчику доступ на территорию оценки ко всем рабочим местам в присутствии сотрудников.  

3. Формируется перечень выявленных опасностей, который утверждается работодателем. Специалист проводит оценку уровней рисков, в которую входят идентификация, анализ и сравнительная оценка. Оценку риска можно выполнить как для всего предприятия, так и для отдельных его подразделений или даже для конкретного опасного события. Исходя из этого применяются утвержденные методы оценки риска.

4. На основании результатов оценки, выраженных в конкретных степенях опасности, составляется план мероприятий по снижению уровней профрисков или их ликвидации: по исключению опасных процедур из технологического цикла, по замене опасной деятельности на менее опасную, по внедрению методов ограничения воздействия рисков на работников, по уменьшению времени опасного воздействия, по применению средств защиты. План утверждает руководитель компании. При отклонениях от плана по уважительным причинам в него нужно вносить корректировки, а если причины неуважительные — применять административные рычаги воздействия. 

Переоценка профессиональных рисков

Доказательством того, что разработанные меры по управлению профрисками не были эффективными, будет служить возможное профессиональное заболевание или другой вред здоровью, нанесенный работнику в ходе деятельности на производстве. В этом случае профессиональные риски подлежат немедленной переоценке. Также переоценка необходима в случаях, отмеченных в первой части статьи 17 Закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ. Однако эти основания необходимо модифицировать под оценку рисков.

Какие документы получает заказчик

Эксперты АНО ДПО «КЭЦОТ» глубоко и подробно анализирует риски на предприятии и разрабатывает полный комплект требуемых документов, которые помогут грамотно внедрить СУОТ. Регламент процедуры оценки рисков будет прописан в разделе Положения организации о СУОТ. Также будет оформлен реестр идентифицированных опасностей и оцененных рисков, план мероприятий по уменьшению или ликвидации рисков, отчет о профессиональных рисках, приказ о создании рабочей группы по проведению оценки профессиональных рисков. 

При наличии грамотно разработанного управления рисками на предприятии и налаженного процесса управления рисками, входящими в политику и план мероприятий в области охраны труда, компания легко пройдет плановые и внеплановые проверки контролирующих органов, подтвердит соответствие системы охраны труда действующему законодательству, а значит, свою добросовестность как работодателя.

Оставьте заявку на оценку профессиональных рисков